"Известность — не всегда счастье, и они не всегда идут рука об руку"
Известный американский джазовый гитарист Джимми Пондер (Jimmy Ponder) родился 10 мая 1946 года в Питтсбурге (штат Пенсильвания). В младших классах он пел в ритм-энд-блюзовых группах. Его брат не расставался с гитарой до того момента, пока его не забрали в армию. Оставленная братом гитара манила его как магнитом. «Это был завораживающий звук, и у меня всегда было желание узнать, как он извлекается», – рассказывал Джимми.
Затем он начал играть, и так получилось, что первыми его партёрами были Sam Pearson и его авангардная группа, «Тhe Bobby Jones Trio» и «Тhe Jimmy McGriff Trio». «Сам Jimmy McGriff слышал меня и был очарован», – говорил Джимми.
Его жизнь была полна как успехов, так и неудач. В 60-х годах Джимми выступал в различных клубах Нью-Йорка с одним из пионеров Hammond B3 – Charles Earland. Но как-то не очень успешно, поэтому Джимми вернулся домой и пытался как-то исправить ситуацию. Личные неприятности, расовое неравенство, отсутствие денег только укрепили его волю. А гитара помогала излить душу посредством струн.
Несмотря на все трудности, с ним считались такие крутые гитаристы, как Pat Martino, George Benson и Grant Green. Гастроли по разным городам дали новые знакомства и не менее плодотворные сотрудничества. "Путешествия влияли на меня в положительную сторону. Это было что-то типа вызова – играть для людей, которые никогда не видели вас. То, что вы слышите на альбоме, совсем не то же самое, что вживую», – рассказывал Джимми.
«Больше всего мне нравится играть на площадках Манхеттена – только там хозяин клуба может подойти к шумной компании и попросить их замолчать. Здесь всегда аншлаг, а в Питтсбурге, например, приходилось нанимать такси, чтобы перебраться из одного клуба в другой. А здесь всё рядом – можно и пешком прогуляться», – говорил Джимми.
Он полюбил Манхэттен, и город ответил ему тем же – Джимми стал здесь популярным: заменил гитариста Jim Hall в дуэте «Ron Carter duo», играл с Reggie Workman, Paul West, Lyle Atkins, Scott Lee, Lonnie Smith и "Оrganist extraordinaire". В Нью-Йорке и Нью-Джерси популярность его не покидала, но после убийства Martin Luther King в городе начались беспорядки, стали закрываться «чёрные клубы», не было работы, и тогда Джимми опять уехал домой в Питтсбург. Но, вернувшись, понял, что интерес к джазу начал угасать. В моду вошли рок-н-ролл, регги и R&B. Джазовые фестивали из-за отсутствия финансирования стали проводится всё реже и реже. Это был, наверное, худший период в его жизни.
А потом Джимми пропал и вернулся только в 1984 году. По возвращении после такого большого перерыва ему доверили только быть на разогреве перед выступлением какой-то группы. Но он справился, и публика очень даже ему аплодировала. После этого Джимми стал опять в тренде, гастролировал со своим трио – с Mike Taylor (бас) и George Heid (барабаны), и даже играл с филармоническим оркестром (Джимми считает это основным моментом в своей карьере). Он выпустил несколько успешных альбомов, в том числе «Thumbs Up!» (Cecil Brooks III на барабаны и Dave Pellow на контрабасе).
"Известность не всегда счастье, и они не всегда идут рука об руку, – говорил этот уже всемирно известный джазовый гитарист. – Лет 20 лет назад мой доход был гораздо больше, чем сейчас, зато сейчас я гораздо счастливее, чем тогда. Это работа, где всё может случиться. Единственная надежда только на себя".
Jimmy Ponder – индивидуальность, он вкладывал смысл во всё, что делал, выражал свои чувства в данный момент и никогда, никогда не повторялся. 16 сентября 2013 года музыканта не стало.
субМарина Андреева
#JimmyPonder #JazzCalendar #MarinaAndreeva #Jazz #JazzGuitar #10MayJazz