Не тянул и не подталкивал, а умело поддерживал 10 мая 1929 года в Буффало (штат Нью-Йорк) в семье еврейских эмигрантов из России родился Мел Льюис (Mel Lewis), легендарный джазовый барабанщик и бэнд-лидер. Настоящее имя музыканта было Мелвин Соколофф (Melvin Sokoloff). Его первым ангажементом стало выступление в трио в "данс-холле" в родном Буффало – Мелу тогда было 13 лет. А в 15 он уже стал членом музыкального профсоюза и выступал как профессиональный музыкант. В 1948 году барабанщик работал в биг-бэнде саксофониста Boyd Raeburn, а затем – с оркестрами Alvino Rey, Ray Anthony и Текса Бенеке. Широкое признание в джазовом мире Льюис получил благодаря своей работе со Стеном Кентоном. Он прямо-таки заводил его огромный оркестр своим мощным свингом. Мел оставался с Кентоном с 1954 по 1957 годы, а потом перебрался в Лос-Анджелесе и работал там преимущественно студийным музыкантом, часто сотрудничая с биг-бэндами Терри Гиббса и Джеральда Уилсона. Уже в 1950-х Льюис успел несколько раз записаться как лидер. Среди наиболее успешных записей того времени – альбом “Mel Lewis Sextet”, записанный в 1957 году в секстете с Charlie Mariano на альте и тенор-саксофоне, с Биллом Холманом на теноре и баритоне, трубачом Джеком Шелдоном, контрабасистом Бадди Кларком и пианистом Marty Paich. Уже тогда очень чуткая по отношению к партнёрам игра Льюиса позволила музыкантам создать очень живую и красочную боп-музыку. В 1960 году Льюис переехал в Нью-Йорк, чтобы играть в группе Джерри Маллигана (“Gerry Mulligan's Concert Jazz Band”). В 1961 году он ездил в Европу с туром Диззи Гиллеспи, а в 1962 году – посетил Советский союз с Бенни Гудманом. Наконец, в 1965 году случилось, наверное, самое заметное и важное событие в карьере музыканта: вместе с замечательным трубачом и аранжировщиком Тэдом Джонсом (vk.com/wall-43416763_8146) Льюис организовал в Нью-Йорке знаменитый оркестр “Thad Jones/Mel Lewis Orchestra”, который стал одним из лучших биг-бэндов за всю историю джаза. А история оркестра начиналась с обычных неформальных джем-сейшенов, в которых участвовали лучшие студийные и джазовые музыканты Нью-Йорка. Постепенно сложившаяся группа быстро стала популярной и скоро уже стала регулярно, каждый понедельник, выступать в знаменитом клубе “Village Vanguard”. В 1979 году “Thad Jones/Mel Lewis Orchestra” получили “Grammy” за их блестящий альбом “Live in Munich”. Но Мел Льюис продолжал параллельно заниматься и собственными проектами. В 1976 году, например, он записал альбом под названием “Mel Lewis and Friends” в секстете c Фредди Хаббардом, Майклом Брекером, Грегори Хербертом, Хэнком Джонсом и Роном Картером, где, по своему обыкновению, вдохновил всех музыкантов на самые блестящие импровизации. В 1979 году, когда Тэд Джонс, к удивлению многих, уехал в Европу, Льюис остался единственным лидером оркестра, и коллектив продолжил играть в клубе “Village Vanguard” под названием “Mel Lewis and the Jazz Orchestra” – до самой смерти Льюиса 2 февраля 1990 года. Музыканту тогда было всего 60 лет. А оркестр и сейчас играет в своё обычное время по понедельникам в том же клубе уже просто как “Vanguard Jazz Orchestra”. Многие музыканты считали действительно уникальным стиль исполнения Льюиса, и особенно его манеру игры на тарелках. Бадди Рич, например, сказал о нём: "Мел Льюис звучит похоже только на самого себя”. Возможно, секрет заключался в том, что Льюис принципиально играл только на аутентичных турецких тарелках и всегда в особом сете: 21-дюймовая “ride” справа, 19-дюймовая “crash-ride” слева и его «знаковая» 22-дюймовая “swish-knocker" на дальнем правом крае. Эти довольно лёгкие по весу тарелки производили очень богатый, “тёмный”, насыщенный тонами звук. Не менее придирчиво музыкант выбирал и барабаны, звук которых обычно описывали как богатый и тёплый. Но, конечно же, главным в игре Мела Льюиса были всё-таки не особенности инструментов или их расстановки, а его философия музыканта, чётко определявшая его роль в общей игре: “не тянуть или потталкивать, но поддерживать”. "Если вы за мной понаблюдаете, вам покажется, что я ничего такого особенного и не делаю”, – сказал музыкант в одном из интервью. В общем, Мел Льюис, этот всегда неохотно солировавший музыкант, не желавший никого никуда тянуть или подталкивать, заслуженно считается одним из самых талантливых, решительных и уверенных барабанщиков – поскольку он умел не только легко и ненавязчиво вести за собой любые биг-бэнды, но и своим умением слушать, своей чуткой игрой великолепно поддерживал небольшие составы, предоставляя музыкантам необходимую свободу для их самых гениальных импровизаций. Ольга Дюдина #MelLewis #JazzCalendar #JazzDrums #OlgaDyudina #BandLeader #10MarchJazz

Теги других блогов: джаз барабанщик Мел Льюис