a b c = a (b c)
Сочетаются ли математика и точные науки с музыкой? Наверное, в жизни возможно всё, и результатом именно такого необычного тандема стала музыка американского композитора и педагога Милтона Бэббитта (Milton Babbitt), который родился 10 мая 1916 года в городе Филадельфии (штат Пенсильвания).
Вырос он в крупнейшем городе штата Миссисипи, Джексоне, и, когда ему было всего 4 года, начал изучать скрипку, но вскоре увлёкся кларнетом и саксофоном. С ранней юности Милтона привлекала сценическая музыка и джаз, и свои первые аранжировки популярных песен он создал в семь лет, а когда ему было 13 – стал победителем в местном конкурсе на самую лучшую песню.
Будучи сыном математика, он поступил изучать этот предмет в Университет Пенсильвании в 1931 году. Однако потом Милтон оставил учёбу, уехал в Нью-Йорк и поступил в колледж, где изучал музыку вместе с Philip James и Marion Bauer, ставшими впоследствии известными композиторами. Во время учебы его очень заинтересовало творчество композиторов Второй Венской Школы, и Бэббит посветил значительную часть своего времени написанию статей по додекафонии – разработанной представителями этой школы 12-тоновой технике.
В 1935 году, получив степень бакалавра в Колледже Науки и Искусств при Нью-йоркском университете, Милтон стал брать частные уроки у композитора и педагога Roger Sessions, а затем уже обучался официально в Принстонском университете на факультете музыки, куда поступил в 1938 году. По окончании учебы, в 1942 году, начинающий композитор получил одну из первых степеней магистра в области искусства.
Во время Второй мировой войны Бэббит разрывался между исследованиями в области математики в Вашингтоне и Принстоном, где также преподавал математику. После войны, ещё какое-то время продолжая заниматься этой точной наукой, Милтон присоединился к преподавательскому составу музыкального факультета Принстонского университета, а в 1973 году уже преподавал в Джульярдской школе Нью-Йорка (Juilliard School). Среди его студентов были такие признанные мастера, как музыкальный теоретик David Lewin, композитор Donald Martino, театральный композитор Stephen Sondheim и легенда компьютерной музыки Paul Lansky.
В 1958 году Бэббит снискал себе «дурную» славу – и всё потому, что стал автором нашумевших статей на музыкальную тематику. Причиной его почти скандальной известности послужила статья в журнале «High Fidelity», изначальный заголовок которой, «Композитор как специалист», был изменен редакцией журнала на «Кого заботит, слушаете Вы или нет?» без предупреждения и без согласия на то самого Бэббита. 30 лет спустя композитор скажет по этому поводу, что из-за такого оскорбительно-вульгарного названия он «всё ещё более известен этой скандальной статьей, нежели как композитор музыки, которую Вы можете слушать или не слушать».
Позже Милтон Бэббит заинтересовался электронной музыкой, и его пригласила американская радиокомпания Ар-Си-Эй (RCA) в качестве композитора-консультанта для работы и дальнейшей разработки первого программируемого синтезатора «The RCA Mark II Sound Synthesizer», который называли коротко просто «Виктор». Бэббит продолжал писать электронную музыку и музыку для обычных музыкальных инструментов, зачастую комбинируя эти два направления. Например, в произведении «Philomel» композитору удалось очень удачно сочетать сопрано и синтезатор в качестве аккомпанемента.
29 января 2011 года его не стало.
Бороться или танцевать по волнам жизни – выбор каждого.
С уважением, Альбина Галеева
#MiltonBabbitt #JazzCalendar #АльбинаГалеева #Jazz #JazzComposer #JazzAvantgarde #10JazzMay