Убийственный грув
Один из лучших барабанщиков современной джазовой сцены Деннис Чемберс (Dennis Chambers) родился 9 мая 1959 года в городе Балтимор.
Он начал играть на барабанах в 3 года, а играть концерты стал еще до того, как начал посещать среднюю школу. Подростком его пригласили в «Parliament Funkadelic». Многолетняя игра с Джорджем Клинтоном, Бутси Коллинзом, Берни Уореллом и Гэри Шайдером закалила грувы Чемберса, а авантюрная по природе музыка коллектива привила вкус к яркой игре.
В 1985-м, когда гастроли «Funkadelic» сошли на нет, барабанщик Ленни Уайт порекомендовал Чемберса участникам фьюжн-группы «Special EFX». После чего в конце 1986-го Чемберс начинает играть с Джоном Скофилдом. Гитарист высоко отзывается о Чемберсе: ”Уникальный барабанщик, обходителен с музыкой и одинаково уверенно играет джаз/рок и фанк. Определенно это один из лучших инструменталистов из тех с кем я когда-либо работал, с ним мне играть легче всего. Грув у него просто убийственный".
Это было подходящее время, Джон Скофилд как раз провел несколько лет с Майлзом Дэвисом, и его музыка открывалась по-новому. Появление барабанщика со склонностью к игре бэкбита, там где этого меньше всего ожидаешь, использующего левую руку в моменты, где обычно используют правую, с двумя ногами на бас-барабане, пришлось ко двору. Временами он словно раздваивается на две половины, верхняя в режиме овердрайв, в то время как нижняя играет плотный грув, либо верхняя играет акценты в половинном размере (half-time), а нижняя быстрые трели на двойной педали.
Вскоре известный саксофонист Майкл Брекер пригласил Чемберса на две недели выступать в Бразилии. К концу тура Чемберс заиграл бибоповые фишки на высочайшем уровне. Он мог во время своего пассажа выстрелить дробью одиночными прямо в середине фразы саксофониста, направив его совсем в другом направлении, чем было задумано, взорвать соло мощной игрой на двойной педали, а во время заполнений сыграть в перекрест рук по тарелкам. Впоследствии Брекер скажет: ”Я в полном восторге от Денниса. Он обтекаемый, преданный музыке, играет одновременно мощно и музыкально, и очень быстро учится”. Предлагаем вашему вниманию интервью, данное самими барабанщиком drumspeech.com.
- Был кто-то, услышав кого у тебя возникло желание стать музыкантом?
- Первое что я услышал это Дэйв Брубек "Take Five" с Джо Морелло. Меня это сразу зацепило. Звучало очень просто и, вдруг, потрясающее соло барабанщика. Я не знал что это вообще за звуки такие, но они преисполнены смысла. Я пробовал подражать вилками и ложками, начал слушать Арта Блейки, Макса Роуча. Стал ходить на концерты и смотреть за барабанщиками. Мне нравилось, как они двигались за установкой и сам сел за барабаны.
- Сколько тебе было лет когда у тебя появилась установка?
- Три с половиной. Моя первая установка это детская установка «Sears», но вторая это маленькая, но уже настоящая ударная установка, которую родители купили в комиссионке музыкальных инструментов. Играл на них лет шесть, даже брал на выступления в ночные клубы. Я начал играть в клубах лет с шести в кавер-группе. Репертуар это TOP-40 тех времен от Джеймса Брауна до биг-бэндов.
- Как ты считаешь, это уже заложенные способности?
- Многие говорили что это талант от Бога. Я всегда занимался. Летом вставал и сразу садился за установку, мама заставляла меня обедать, после чего я играл до заката. Если я не играл, то катался на большом Harley-Davidson.Слушая рокот мотора я пытался повторить его в ритме. Я не знал о парадидлах, двойках и всем прочем, пока не пошел в колледж. Кто-то попросил меня сыграть парадидл и я не понял о чем идет речь, но когда мне показали, я сразу сыграл. Я видел как другие играли парадидлы и повторял за ними, но не знал как это называется. Никто не объяснял мне что к чему, я просто сидел и слушал с закрытыми глазами и запоминал. После я пытался сыграть услышанный паттерн.
- Как ты попал в «P-Funk» ?
- Мой друг бас-гитарист Родни "Skeet" Кёртис с которым мы играли в школьной группе «Uncle Rasmus» и местной группе «Hot Ice», первым попал к ним в состав. Я же стал играть с ними когда из «P-Funk» ушел один из барабанщиков Джеймса Брауна по имени Нэйт.
- Возможно ли сыграть грув, если другие участники группы не очень хорошо играют?
- В любом случае работа барабанщика заставить все работать. Можно хорошо звучать и с малоопытными музыкантами, если вникать и разбираться. Для понимания музыки нужно слушать и вникать, но многие барабанщики в наше время не слушают ритм-секцию. В «P-Funk» играет 18 музыкантов, и поэтому нужно создавать звучание игры с каждым из 18.
- Где находится сердце твоей игры - в руках или ногах?
И там и там. Что бы я не играл, мне нравится разбивать это между руками и ногами. Если, например, играю дробь одиночными, то добавляю старую фишку от Тони Уильямса, где удар правой ногой на каждый удар левой руки, и левой ногой на удары правой рукой.
- Как ты переключился после «P-Funk» на джаз?
- Я играл джаз до «P-Funk», так что я просто вернулся к истокам. Я вырос играя фьюжн и би-боп. Хотя сейчас мои навыки игры би-бопа в очень запущенном состоянии. Многое из того что я мог играть раньше, сейчас уже не получается, и все потому, что я долгое время их не отрабатывал. Разве что пару раз играл би-боп концерты когда звали. Фьюжн и фанк музыку легко чередовать, но с джазом все иначе, навык игры легко утратить.
- Ты отлично играешь правой ногой.
- Когда я только начинал, я слышал записи с двумя бас-барабанами, но так как сет из двух бас-барабанов был мне не по карману, я пытался играть эти фишки одной ногой. Иногда получалось, а иногда нет. Моя правая нога гораздо сильнее, потому что я часто использую комбинации рука/нога. Вместо игры парадидла руками, я предпочту сыграть его между левой рукой и правой ногой. А затем поменять на правую руку и левую ногу на хэте.
- Тебе нравится подстраиваться под игру других или все же предпочитаешь в любой ситуации играть свои партии?
- Играть чужие партии для меня одновременно сложность и вызов. Бывает приходишь в коллектив, где предыдущий барабанщик уже придумал что-то свое и интересное, и твоя задача в точности играть его партии, иногда немного приправляя своими фишками. Но когда создается новый альбом я вношу собственное видение и группа уже звучит немного иначе. У Скофилда когда мы играли концерты до выхода альбома «Blue Matter» я в точности воссоздавал игру Омара Хакима и Стива Джордана, немного добавляя свои мелкие детали. А с началом работы над новым альбомом пришло мое время, мой стиль игры и подход к музыке.
Ландыш Рифовна
#DennisChambers #JazzCalendar #ЛандышАхметгараева #Jazz #JazzDrums #9MayJazz