Необязательно учиться играть джаз – его надо чувствовать… так, как это умела делать она! Её звали Mary Elfrieda Scruggs, но прославилась она под именем Мэри Лу Уильямс (Mary Lou Williams), и её история началась с появления на свет – 8 мая 1910 года в Атланте. Джаз рождался из сердца, ума и из кончиков пальцев этой удивительной пианистки, композитора и аранжировщика уже с трёхлетнего возраста, и даже быстрее молнии. Быть может, всему виной палящее солнце Джорджии, откуда она родом, но более блистательной "леди, свингующей с бэндом", джазовый мир ещё не знал. Она росла в East Liberty, что в окрестностях Питтсбурга (штат Пенсильвания), в окружении одиннадцати родных и сводных братьев и сестёр. Её мать любила играть на стареньком органе, держа маленькую Мэри на коленях. А когда мама заметила, как Мэри бьёт ручонками по клавиатуре, не успокаиваясь до тех пор, пока не услышит мелодию, она сделала все возможное, чтобы в доме было полно музыкантов, играющих для Мэри. Да так, что не прошло и трёх лет, как уже Мэри играла для всех. Таким образом, в 6 лет состоялось её первое публичное выступление. Год спустя, вместе со своим отчимом – профессиональным вокалистом, который частенько тайком проводил её в клубы, укутав полами своего плаща, девочка уже творила джаз, выступая на сцене тех самых клубов. А в четырнадцать – чего она только не вытворяла в Питтсбурге: играла и локтями, и ногами, и спиной к фортепиано, и закрыв лицо платком. На конкурсах ей даже дали прозвище "little piano girl" ("малышка-фортепиано"). А в один прекрасный день, когда она спускалась со сцены, к ней подошел мужчина лет тридцати пяти и сказал: "Ты сыграла три замечательных аккорда. Кончай паясничать и играй в духе этих аккордов". И она продолжила, только ещё более воодушевлённо: в 1925-м играла в ранней группе Дюка Эллингтона "Washingtonians"; в 1926-м, после джема с оркестром Уильяма Маккинли, сорвала восторженный поцелуй с уст самого Луи Армстронга; а в 1929-м в Канзасе, и уже в комбо саксофониста Энди Кёрка "Двенадцать облаков радости", будучи главной радостью в окружении 11 мужчин, она не только впитывала в себя густую смесь стилей рэгтайма, буги-вуги и ритмов свинга, но выступала как аранжировщик и композитор группы – вплоть до 1942 года. С её потрясающими фортепианными соло и оригинальными аранжировками таких песен, как, например, "Walkin and Swingin", "Twinklin", "Cloudy", "Little Joe from Chicago", группа приобрела широкую известность, записываясь позже и в Канзас-Сити, и в Нью-Йорке, и в Чикаго. Кстати, в 1930-м, как раз во время одной из таких поездок, по предложению компании "Jack Kapp" она взяла псевдоним Мэри Лу и к концу 1930-х успевала работать внештатным аранжировщиком с такими музыкантами, как Эрл Хайнс, Бенни Гудмaн и Томми Дорси. И надо ли говорить, что её аранжировки пользовались огромной популярностью, коли уж сам маэстро Бенни Гудмaн предложил ей писать исключительно для его оркестра. Произошло это уже после успешно написанных ею пьес "Camel Hop" и, пожалуй, самой известной – "Roll 'Em", прозвучавшей на радиошоу Бенни. Но Мэри, предпочитая путь свободного артиста, покинула группу и в 1942-м, после развода с первым мужем – саксофонистом Джоном Уильямсом, присоединилась к оркестру Гарольда Бейкера, за которого потом и вышла замуж. Позже Мэри Лу играла уже с Дюком Эллингтоном, путешествуя с ним по Балтимору. Она написала для его оркестра несколько мелодий, в числе которых "Trumpet No End" (1946), а также несколько аранжировок композиции Ирвинга Берлина "Blue Skies". В 1945 году состоялось широкомасштабное оркестровое исполнение её авторской композиции "Zodiac Suite" в нью-йоркской филармонии и в "Town Hall". Но одновременно со свинговыми успехами в жизнь джазовой леди ворвалось уже новое веянье: она увлеклась би-бопом, играя с Бадом Пауэллом, Телониусом Монком, Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи, а её нью-йоркская квартира в ту пору стала местом встреч музыкантов, где с поздней ночи почти до обеда они пили кофе, обмениваясь идеями. Именно там она написала несколько значимых композиций в стиле би-боп, в том числе "In the Land of Oo-Bla-Dee", "Tisherone", "Knowledge" и "Lonely Moments", и на протяжении всех 1940-х её можно было услышать в различных нью-йоркских клубах с ведущими боперами. Однако в 1954-м, по возвращении в Штаты после своего двухлетнего пребывания в Европе, Мэри Лу вдруг замолчала на целых три года, полностью посвятив себя вере. Лишь в 1957 году новоиспечённая католичка мисс Уильямс поддалась уговорам святого отца и вернулась в музыку: в тот год она играла с Диззи Гиллеспи на джазовом фестивале в Ньюпорте, а также выступила с собственным трио, вошедшим в историю джаза как первый ансамбль, организованный женщиной. Однако внутренние преобразования Мэри Лу не могли не отразиться на музыке, которую она исполняла. Продолжая играть в светской манере, теперь в своих произведениях она стала всё больше обращаться к религиозным темам. Например, в 1963-м она написала гимн в честь Святого Мартина де Порреса (покровитель мира во всём мире и первый темнокожий святой, канонизированный католической церковью). Именно в этот период на почве веры и взаимного интереса к музыке началось её сотрудничество с отцом Peter O'Brien, до самой смерти остававшимся её менеджером. В 1960-е годы она написала и исполнила множество религиозных произведений, создала благотворительную организацию "Mary Lou Williams Foundation", открыла благотворительные магазины в Гарлеме, направляя доходы от них и 10 Не обязательно своего заработка на помощь нуждающимся музыкантам. В итоге, не переставая быть верной джазу, на протяжении 20 последних лет своей потрясающей карьеры мисс Уильямс была своеобразной музыкальной Мессией, молившейся во время игры. По её словам, она старалась прикоснуться к душам людским через проникновенное "soul"-исполнение, никогда не отклоняясь далеко от блюза, но осторожно привнося в Евангелие гармонию и ритм. С 1944 года Мэри Лу записала 11 сольных дисков, была частым участником джазового фестиваля в Монтрё, в 1971-м была номинирована на "Грэмми" в категории "Best Jazz Performance – Group" с Диззи Гиллеспи. И с 1977 по 1981 годы, с гибкостью выстраивая учебный график преподавания в Университете Дьюка в Северной Каролине, она умудрялась давать невероятное множество концертов. К примеру, в 1977-м она выступала с авангардным пианистом Сесилом Тейлором в "Карнеги-Холле", хоть и была почти стопроцентно уверена, что после эпохи би-бопа джазовое искусство пошло на спад, и к авангарду относилась более чем прохладно. А в 1978-м выступила в Белом Доме, приняла участие в юбилейном концерте Бенни Гудмaна в "Карнеги-Холле", успела выступить с сольным концертом на очередном джазовом фестивале в Монтрё, где и была сделана её последняя запись. Мэри Лу Уильямс скончалась от рака на 71 году жизни в Дареме (Северная Каролина) 28 мая 1981 года и похоронена на католическом кладбище "Голгоф" в родном городе Питтсбурге. Екатерина Селянинова #MaryLouWilliams #JazzCalendar #ЕкатеринаСелянинова #JazzPiano #JazzComposer #8MayJazz.

Теги других блогов: джаз пианистка Мэри Лу Уильямс