Он умел «добавить джаза»!
8 мая 1905 года в Огдене (штат Юта) родился один из самых успешных и активных музыкантов раннего, переходного этапа развития джаза от танцевальной музыки, от «стомпа», к свингу – корнетист, трубач и бэнд-лидер Рэд (Рыжий) Николс ("Red" Nichols), настоящее имя Ernest Loring Nichols.
Игре на корнете Рэда Николса научил его отец – школьный преподаватель музыки. В 14 лет Рэд увлёкся джазом и вскоре уже играл в одном из бэндов Среднего запада – “Syncopating Seven”. После распада группы Николс в 1923 году перебрался в Нью-Йорк. Там он практически сразу стал очень востребованным музыкантом, потому что мог превосходно читать ноты и «играть с листа» и всегда умел «добавить джаза» в записи обычных танцевальных бэндов. Он был отличным импровизатором, и, хотя его соло не были столь эмоционально глубоки, как у Байдербека или Армстронга, он был чрезвычайно предприимчив и активен, записываясь как мало кто другой из «духовиков» той эры.
Рэд Николс участвовал в сессиях и под своим именем, и под различными псевдонимами, хотя часто это был оркестр одного и того же состава. Он мог называться “Red Nichols & His Five Pennies”, “Arkansas Travelers”, “Red Heads”, “Louisiana Rhythm Kings”, “Miff Mole and his Little Molers” или “Charleston Chasers”. Большинством из этих «брендов» Николс руководил на пару со своим лучшим другом, тромбонистом Миффом Моулом (vk.com/wall-43416763_17575). В их первых записях обычно ещё участвовали гитарист Эдди Лэнг, а также Джимми Дорси на альт-саксофоне и кларнете, игравший довольно продвинутую музыку с нестандартными интервалами и хроматическими пассажами, и барабанщик Вик Бёртон (vk.com/wall-43416763_19351), любивший использовать литавры, что тоже было совершенно нехарактерно для джаза того времени.
Позднее состав основного ансамбля – “Five Pennies” – неоднократно менялся, в разное время в него входили такие «начинавшие» звёзды джаза, как Бенни Гудман, Гленн Миллен, Джек Тигарден, кларнетист Пи Ви Рассел, скрипач Джо Венути, мультиинструменталист Эдриан Роллини, тубист и басист Джо Тарто, трубачи Leo McConville и Чарли Тигарден, барабанщик Джин Крупа и потрясающий мелофонист* Дадли Фосдик (Dudley Fosdick). При этом, хотя Николс активней всего использовал именно название “Пять Пенни”, оркестр часто был значительно многочисленней, и к 1929 году музыкант уже постоянно перемежал сессии записей в небольших комбо с работами с большими бэндами.
Когда началась Великая депрессия, Рэд Николс сначала неплохо держался на плаву, участвуя в различных бродвейских шоу – он даже руководил оркестром на двух гершвинских постановках: “Girl Crazy" и "Strike Up the Band". Однако его удачнейшая череда записей в любом случае сошла на нет уже в 1932 году. Дальше следовали незначительные ангажементы: Николс дирижировал оркестром для радиошоу, вёл множество различных студийных ансамблей и руководил непримечательным свинговым бэндом вплоть до 1942 года, а затем на несколько лет вообще оставил музыку. Лишь в 1944 году, после нескольких месяцев работы в “Casa Loma Orchestra”, тогда которым тогда руководил саксофонист Глен Грей, Рэд Николс вернулся на большую сцену, вновь собрав свои «Пять Пенни» как уже диксилендовый сестет. В этот коллектив очень удачно влился бас-саксофонист Joe Rushton, и они были одним из лучших бэндов традиционного джаза ещё в течение лет двадцати – практически до самой смерти Николса 28 июня 1965 года.
Рэд Николс записал несколько потрясающих версий композиции "Battle Hymn of the Republic," лучшая из которых датируется 1959 годом. И в том же году, практически на закате своей карьеры, этот замечательный музыкант стал звездой уже национального масштаба – благодаря выходу в свет голливудского фильма “The Five Pennies”, увлекательно (и довольно свободно) интерпретировавшего историю его жизни и творчества. В фильме звучат прекрасные соло Николса, его роль сыграл харизматичный Danny Kaye, и участие Луи Армстронга тоже не могло не способствовать успеху фильма у публики, получению четырёх «Оскаров» и новому витку популярности бэнда, потом успешно гастролировавшего по Европе и Японии.
Ранние записи Николса, которых в течение только 1920-х годов он сделал более 4000, стали активно переиздаваться в нашу цифровую эпоху, в том время как поздние работы, к сожалению, так и остаются недоступными. В целом, несмотря на раннюю активность и популярность, этот корнетист остался недооценен – его слишком часто (и несправедливо, по мнению современных критиков) называли подражателем Бикса Байдербека. Так или иначе, Рэд Николс был одним из лучших корнетистов, появившихся в 1920-х годах, и его творческая энергия и харизма продолжают звучать и на записях, которые мы предлагаем вам послушать сегодня в аудио- и видеоподборке, и в замечательном фильме, который вы сможете увидеть в нашей рубрике "Киновдохновение"!
Ольга Дюдина
*Мелофон – медный духовой инструмент, немножко похожий на валторну, немножко на трубу.
#RedNichols #JazzCalendar #JazzCornet #JazzTrumpet #OlgaDyudina #EarlyJazz #BandLeader #8MayJazz