От бумаги до литавр – чудеса изобретательности на заре джазовой перкуссии
7 мая 1896 года в Чикаго родился Вик Бёртон / Vic Berton (настоящее имя Виктор Коэн/ Victor Cohen) – один из самых ярких и изобретательных барабанщиков эпохи раннего и традиционного джаза.
Его отец, скрипач из классического симфонического оркестра, с детства прививал своим сыновьям любовь к музыке. Вика, старшего, он начал учить игре на струнным, когда тому было где-то лет 5. Мальчик также пытался осваивать фортепиано и барабаны, на которых добился такого успеха, что в 1903 году, когда Вику было всего семь, его наняли перкуссионистом в “Alhambra Theater” в Милуоки. А пока его сверстники продолжали бегать по улицам и бить баклуши, Вик уже уверенно бил в литавры. В результате к 16 годам Вик стал состоявшимся профессиональным музыкантом, имевшим опыт работы в симфонических оркестрах “Milwaukee Symphony Orchestra” и “Chicago Symphony Orchestra”. А во время Первой мировой войны юный барабанщик играл в военно-морском оркестре под руководством John Philip Sousa.
В начале 20-х Бёртон играл в различных коллективах Чикаго, включая группы Арта Кана (Art Kahn), Пола Байза (Paul Beise) и Арнольда Джонсона. Он также руководил и собственным бэндом, с которым выступал в клубе “Merry Gardens”. В 1924 году Вик стал менеджером группы “The Wolverines”, где ему время от времени доводилось играть бок о бок с Биксом Байдербеком. Бёртон также был довольно востребованным композитором – он участвовал, по крайней мере как соавтор, в написании множества джазовых тем и аранжировок. Самой популярной стала “Sobbin' Blues”, которую он сочинил еще в 1922-м в соавторстве с Артом Касселем (Art Kassell) и которая стала стандартом репертуара практически всех бэндов, исполнявших горячий джаз 20-х годов.
Затем, как и многие чикагские музыканты, Бёртон приехал в Нью-Йорк, где его ждал ещё больший успех. Он играл с “Roger Wolfe Kahn Orchestra” и Don Voorhees, активно работал как сессионный музыкант и особенно часто выступал и записывался с трубачом Редом Николсом (vk.com/wall-43416763_9033) и тромбонистом Миффом Моулом (vk.com/wall-43416763_17575) и их различными составами. В 1927 году группа под именем Моула часто аккомпанировала на записях и живых выступлениях популярнейшей певицы того времени Софи Такер. Вообще, имена бэндов Моула и Николса постоянно менялись – это были “The Red Heads”, “The Hottentots”, “The Charleston Chasers”, “The Six Hottentots”, “The Cotton Pickers”, “Red and Miff’s Stompers”. Но самой известной стала версия “Red Nichols and His Five Pennies”. В оригинальный состав этой группы входили Николс на корнете, Моул на тромбоне, Джимми Дорси на кларнете и альт-саксофоне, Эдди Ланг на гитаре, Артур Шутт на фортепиано и Вик на барабанах, причем именно Вик придумал само название “Five Pennies”, которое потом прославилось благодаря одноименному фильму 1959 года (vk.com/wall-43416763_9056).
Благодаря многочисленным успешным записям к концу десятилетия Вик Бёртон очень многими считался одним из лучших барабанщиков своего времени. Однако он довольно часто играл в коммерческих коллективах, которые платили ему хорошие деньги, но не давали возможности в полной мере проявить свой талант. Последним ангажементом Бёртона в Нью-Йорке стала недолгая работа в 1927-м в оркестре Пола Уайтмана, и чуть позже в том же году он решил поискать счастья на новом месте и перебрался в Лос-Анджелес.
На Западном побережье Бёртон выступал с популярным бэнд-лидером Эйбом Лайманом (Abe Lyman) и руководил собственным оркестром, с которым в середине 30-х сделал несколько удачных записей, в том числе выпустив синглы “Taboo”, “I've Been Waiting All Winter” и “Dardanella”. Вообще, дела музыканта шли хорошо – он много работал в студиях на записях музыки к кинофильмам. Правда, в 1930-м его – по слухам – как-то арестовали, поймав за покуриванием марихуаны вместе с Луи Армстронгом и продюсером Фрэнком Дриггсом в Culver City – местечке, где располагались Metro-Goldwyn-Mayer и другие киностудии, – но все обошлось без серьезных последствий. Какое-то время Бёртон возглавлял музыкальный отдел на студии “Paramount Films”, а позднее, в начале 40-х, даже вернулся к симфонической музыке и работал в составе филармонического оркестра Лос-Анджелеса.
Во время Второй мировой войны Бёртон вновь играл в военном оркестре, а по её окончании вернулся к студийной деятельности и до самой своей смерти продолжал работать на Голливуд – как перкуссионист на студиях “20th Century Fox”.
Вик Бёртон умер в Голливуде 26 декабря 1951 года от рака легких.
Наверняка его игру и всевозможные перкуссионные эффекты мы можем слышать во многих известных фильмах золотой эпохи Голливуда – но, к сожалению, тогда участие музыкантов в записях чаще оставалось анонимным, поэтому невозможно составить «фильмографию» его работ. Однако с дискографией проблем нет. После музыканта осталось много замечательных записей, позволяющих оценить его изобретательность перкуссиониста и превосходное чувство свинга. Кроме того, Вик Бёртон навсегда останется в истории джаза как один из новаторов самой барабанной установки. Он уже где-то в 1925 году активно занималcя усовершенствованием своего сета инструментов и во многом способствовал эволюции системы тарелок 'low-boy’, или 'lo-hat’, в будущий 'hi-hat’. Серьёзное классическое образование и невероятно богатый опыт позволяли Вику легко и успешно экспериментировать с самыми разными перкуссионными эффектами. Отличный пример его выступления и его эффектнейшую установку с литаврами и другими приспособлениями вы можете увидеть в увлекательном видео к нашему посту.
Ольга Дюдина
#VicBerton #JazzCalendar #OlgaDyudina #JazzDrums #JazzPercussion #TraditionalJazz #EarlyJazz #7MayJazz